20.  ОБЪЁМНАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА.

Это заключительная глава по методологии построения объёмной модели общественного воспроизводства. Здесь мы подводим итог рассмотрения отдельных форм представления объёмных моделей воспроизводства, - объёмной модели общественного капитала, объёмной модели товарной массы. Как уже упоминалось ранее, из объёмной модели можно выделять отдельные блоки, рассматривать отдельные проблемы, отдельные элементы. В этой главе мы представим объёмную модель общественного воспроизводства в целостном виде, в котором она в полной мере отражает все аспекты общественного воспроизводства.

Цифровую массу мы возьмем из объёмной пятисекторной модели расширенного общественного воспроизводства, которую мы рассматривали в главах 16.х. и 17.х. В главе 9.х.х., мы рассматривали методологию клонирования основного и оборотного капиталов по структуре капитала и по формам собственности. В процессе анализа условий реализации товарных масс освоили методологию клонирования структуры капитала квалификации. Теоретически в главе 6.1. рассматривали принципы клонирования структуры от уровня сектора, до уровня предприятия.

Мы ранее рассматривали отдельно ПФМ общественного капитала и ПФМ товарной массы. Внимательный читатель давно осознал, что в рассматриваемых раздельно ПФМ капитала и ПФМ товарной массы, присутствуют общие для них элементы, которые выражаются одинаковыми числовыми значениями. Разделение объёмной модели общественного воспроизводства на матрицу капитала и на матрицу товара было искусственным, вызванным необходимостью обособить, подчеркнуть проблемы анализа движения стоимости основного капитала и сбалансированного обмена товарными массами. Теперь, когда мы рассмотрели все проблемы в отдельности, пришло время соединить ПФМ общественного капитала и ПФМ товарной массы в одной ПФМ общественного воспроизводства.

Для клонирования возьмем ПФМ третьего квадранта пятисекторной модели расширенного воспроизводства. Клонируем каждый сектор на составляющие его подразделения. Построим ПФМ модели общественного воспроизводства в третьем квадранте, состоящую из двадцати подразделений общественного воспроизводства, которые объединяют сходные группы отраслей и виды деятельности по секторам. Сохраняем все предпосылки, использованные нами для построения и анализа пятисекторной модели. Клонирование проведем до уровня предприятия, без рассмотрения уровня цеха и отдельного рабочего места.

Из первого сектора мы выделяем три подразделения, произвольно разделив между подразделениями данные по составу общественного капитала сектора 1. Первый сектор имеет общий адрес, - 1.

В подразделение по адресу 1.1.0.0. мы включаем, сельское хозяйство с его производством сырья для пищевой промышленности и промышленного сырья, например, шерсть, шкуры, волокна растительного происхождения и тому подобное сырье.

В подразделение, по адресу 1.2.0.0. мы включаем отрасли добывающие уголь, руду нефть, газ и прочее минеральное и растительное сырье.

В подразделение, по адресу 1.3.0.0., мы включаем отрасли переработки минерального сырья, то есть металлургические, химические и нефтехимические предприятия, энергетические отрасли.

Второй сектор имеет общий адрес, - 2.

В подразделение по адресу 2.1.0.0. мы включаем отрасли производящие средства труда для отраслей сектора 1 и 2.

В подразделение по адресу 2.2.0.0. мы включаем отрасли производящие средства труда для отраслей секторов 3 – 5.

В подразделение по адресу 2.3.0.0. мы включаем отрасли производящие оборудование, которое используется во всех отраслях общественного производства.

В подразделение  по адресу 2.4.0.0. мы включаем отрасли промышленного и гражданского строительства.

В подразделение по адресу 2.5.0.0. мы включаем отрасли производящие вооружение для всех родов войск и сил поддержания общественного порядка.

Из третьего сектора, который имеет общий адрес, - 3, мы выделим три подразделения.

В подразделение по адресу 3.1.0.0. мы включаем отрасли производящие товары длительного пользования, -  мебель, автомобили, и тому подобное.

В подразделение по адресу 3.2.0.0. мы включаем отрасли производящие одежду и прочие промышленные товары.

В подразделение по адресу 3.3.0.0. мы включаем отрасли производящие разнообразные продукты питания.

Четвёртый сектор имеет общий адрес, - 4.

В подразделение по адресу 4.1.0.0. мы включаем отрасли предоставляющие транспортные услуги.

В подразделение по адресу 4.2.0.0. мы включаем индустрию отраслей по предоставлению услуг.

В подразделение по адресу 4.3.0.0. мы включаем индустрию отраслей зрелищ.

В подразделение по адресу 4.4.0.0. мы включаем индустрию азартных игр, лотереи, производство и сбыт наркотиков. Если в рассматриваемой объёмной модели общественного воспроизводства, производство товаров и услуг происходит на легальной основе, то здесь мы предполагаем, что часть предоставляемых к потреблению населения товаров, например, наркотики, завозятся контрабандой, а услуги, например, азартные игры, относятся к теневому бизнесу, который уклоняется от уплаты налогов.

Из пятого сектора мы выделяем по адресу 5.0.0.0. национальный доход страны и по адресу 5.1.0.0. статьи дохода государственного бюджета

В подразделение по адресу 5.2.0.0. мы включаем все уровни структуры управления государством. То есть, расходы государственного бюджета на управление.

В подразделение по адресу 5.3.0.0. мы включаем инфраструктуру образования, медицины, науки, то есть, расходы государства на социальные аспекты процесса воспроизводства рабочей силы.

В подразделение по адресу 5.4.0.0. мы включаем все рода войск, полицию, пожарных, и все структуры поддержания правопорядка., то есть расходы государства на силовые аспекты процесса воспроизводства рабочей силы.

В подразделение по адресу 5.5.0.0. мы включаем все социальные институты, - дома престарелых, детские учреждения, выплаты пенсионерам, безработным, инвалидам и тому подобные социальные выплаты из бюджета государства.

Отличительная особенность приведенной ПФМ третьего квадранта, является то, что кроме подлежащего, то есть секторов, клонированы и фрактальные элементы сказуемого, то есть средства производства, стоимость капитала квалификации, рента и прочие элементы.

Предполагаем следующие уровни клонирования фрактальных элементов сказуемого.

Средства труда имеют общий адрес, - 1. Первый уровень клонирования проводим по стоимости основного капитала.

1.1., - первоначальная стоимость основного капитала;

1.2., - фактическая стоимость основного капитала;

1.3., - остаточная стоимость основного капитала;

1.4., - фонд накопления величины стоимости износа;

1.5., - величина стоимости износа.

Второй уровень клонирования проводим по формам прав собственности. Предполагаем, что под цифрой 1, мы подразумеваем государственную собственность, под цифрой 2, - частную собственность, под цифрой 3, - акционерную собственность, под цифрой 4, - коллективную собственность, под цифрой 5, - собственность банков, под цифрой 6, - собственность иностранных граждан, под цифрой 7, - личную собственность.

В этом случае запись сказуемого, - 1.2.1., обозначает фактическую стоимость средств труда, которые находятся в государственной собственности, или, например, 1.1.5., обозначает величину первоначальной стоимости средств труда, которые принадлежат банкам, то есть эти средства труда куплены в кредит. 

Третий уровень клонирования, это элемент «натуральная форма средств труда». Этот раздел клонирования  настолько велик и разнообразен, что для описания его потребуются тома. Мы его описывать не будем, но в реальной модели его учитывать необходимо. В этом случае мы можем воспользоваться международным классификатором товарной массы средств туда.

Предметы труда имеют общий адрес, - 2. Первый уровень клонирования проводим по стоимости предметов труда

2.1., - первоначальная стоимость предметов труда;

2.2., - возвратные отходы;

2.3., - технологические потери;

Второй уровень клонирования проводим по формам прав собственности и сохраняем принятую для средств туда классификацию.

Третий уровень клонирования, это «натуральная форма предметов труда». Это большой раздел, при составлении которого, так же необходимо воспользоваться международным классификатором товарной массы предметов труда.

Население страны имеет общий адрес, - 3. Первый уровень клонирования проводим по половому признаку, второй по социальному и семейному статусу, третий по возрастному признаку. Проблемы деления населения на социальные группы вопрос деликатный, и решать его необходимо вместе с психологами и социологами.

Капитал квалификации имеет общий адрес, - 4. Первый уровень клонирования предполагает выделения из стоимости капитала квалификации составные части элементов обеспечивающих процесс воспроизводства рабочей силы.

4.1., - личное потребление и накопление общественных работников;

4.2., - личное потребление и накопление общественных капиталистов;

4.3., - общественная часть стоимости капитала квалификации для процесса воспроизводства рабочей силы, то есть подоходные налоги и налог на прибыль.

Второй уровень клонирования, - стоимость капитала квалификации общественных работников на предприятиях разных форм собственности. Цифра 1, это государственная собственность, цифра 2, - частная собственность,  цифра 3, - акционерная собственность, цифра 4, - коллективная собственность, цифра 5, - собственность банков, цифра 6, - собственность иностранных граждан, цифра 7, - личная собственность.

Третий уровень клонирования, - расходы населения по категориям потребления групп товарной массы и услуг.

Рентные платежи имеют общий адрес, - 5. Первый уровень клонирования предполагает разделение величины стоимости ренты на её формы.

5.1., - дифференциальная рента 1 в сельском хозяйстве;

5.2., -  дифференциальная рента 2 в сельском хозяйстве;

5.3., - дифференциальная рента 1 в промышленности;

5.4., - дифференциальная рента 2 в промышленности;

5.5., - дифференциальная рента 1 в добывающих отраслях;

5.6., - банковский процент.

Второй уровень клонирования отражает формы собственности на экономические ресурсы. Классификация такая же, как и во всех рассмотренных случаях.

Третий уровень клонирования отражает деление ренты по конечному потреблению

5.х.1., - на личное потребление;

5.х.2., - общественная часть ренты изымаемая в виде налогов;

Силовые налоги имеют общий адрес, - 6. Первый уровень клонирования предполагает поименное перечисление налогов.

6.01., - акцизы;

6.02., - налог с продаж;

6.03., - налог на добавленную стоимость; и прочие налоги.

Второй уровень клонирования отражает формы собственности на экономические ресурсы и суммы налогов каждого вида, собираемые с собственников экономических ресурсов.

В состав силовых налогов включается плата за услуги государственных учреждений в разрешительной, согласовательной и прочих областях деятельности государственных органов управления. 

Внешнеторговые операции имеют общий адрес, - 7. Первый уровень клонирования предполагает деление на экспорт и импорт, товар и капитал.

7.1., - экспорт капитала;

7.2., - экспорт товарной массы;

7.3., - импорт капитала;

7.4., - импорт товарной массы.

Второй уровень клонирования отражает формы собственности на экономические ресурсы принимающие участие во внешнеторговых операциях. Сохраняем принятое деление форм собственности. Этот уровень клонирования необходим для анализа внешнеторговых операций.

Третий уровень клонирования, это непосредственный ассортимент товарной массы пресекающей границы государства.

Капитал цикла имеет общий адрес, - 8. Он представляет собой сумму элементов средств производства и капитала квалификации первого и второго уровня клонирования.

Товар цикла имеет общий адрес, - 9.  Это сумма клонированных элементов 1.5.х.х., 2.х.х.х., 4.х.х.х., 5.х.х.х., 6.х.х., 7.х.х.х., в которой третий элемент клонирования, это, непосредственно, ассортимент товарной массы и массы услуг.  

Кроме того, необходимо еще раз напомнить, что ПФМ третьего квадранта, в которой в сказуемом отражены сектора, а в подлежащем структура общественного капитала и структура затрат на производство продукции, является базой для клонирования элементов её составляющих по оси времени, то есть по годам ввода основного капитала в процесс производства.

Следовательно, все вышеперечисленные клонированные элементы клонируются по годам ввода основного капитала в процесс производства. В результате такого клонирования мы получаем несколько десятков фрактальных матриц, принадлежащих объёмной матрице общественного воспроизводства. Это фрактальные матрицы, развёрнутые во времени, каждая из которых отражает общественный капитал, который был введен в процесс производства в 2001году, 2000 году, 1999 году, 1998 году, 1997 году и так далее, вплоть до самого «старого» капитала, который принимает участие в процессе воспроизводства, и, не утратил своей стоимости. В общей сложности объёмная матрица может быть развёрнута на 100 лет, исходя из норм амортизации на списание стоимости некоторых зданий и сооружений. Для повседневной практики принятия управленческих решений значение имеет термин «жизни» активной части основного капитала, то есть станков, машин, оборудования, то есть первые 15 – 20 фрактальных матриц из объёмной модели воспроизводства.

Обобщим всё изложенные предпосылки в ПФМ общественного воспроизводства третьего квадранта, то есть представим структуру целостной модели воспроизводства, которая положена в методологию построения реальных моделей воспроизводства страны.

Элемент адреса, обозначенный – Х., это изменяемый элемент при клонирования структуры первичной фрактальной матрицы объёмной модели воспроизводства.

Цифры условные и могут означать € миллиардов. Товарная масса сбалансирована по секторам.

Таблица 20.1.

ПФМ третьего квадранта объёмной модели расширенного воспроизводства.

 

Сек-

тора

Под-раз-де-ле-ния

От-рас-ли

Пре-дпри-ятия

 

Средс-тва труда

Пред-меты труда

Насе-ление

Капи-тал квали-фика-ции

Рента

Сило-вые нало-ги

Внеш-нетор-говые опера-ции

Капитал цикла

Товар

цикла

Уровень клонирования элементов

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

 

x.

x.

x.

x.

x.

x.

x.

x.

x.

 

x.

x.

x.

x.

x.

x.

x.

x.

x.

 

x.

x.

x.

x.

x.

 

x.

x.

x.

1.

1.

x.

x.

Сельское хозяйство

160,0

68,0

1,3

64,0

7,2

 

 

292,0

165,9

1.

2.

x.

x.

Добыча

140,0

59,5

1,1

56,0

6,3

 

 

255,5

145,1

1.

3.

x.

x.

Переработка

100,0

42,5

0,8

40,0

4,5

 

 

182,5

103,7

2.

1.

x.

x.

Средства труда для секторов 1 и 2

35,0

7,0

0,3

19,0

1,4

 

 

61,0

32,4

2.

2.

x.

x.

Средства труда для секторов 3 – 5

52,5

10,5

0,4

28,5

2,1

 

 

91,5

48,6

2.

3.

x.

x.

Оборудование

17,5

3,5

0,1

9,5

0,7

 

 

30,5

16,2

2.

4.

x.

x.

Строительство

105,0

21,0

0,8

57,0

4,2

 

 

183,0

97,2

2.

5.

x.

x.

Вооружение

140,0

28,0

1,0

76,0

5,6

 

 

244,0

129,6

3.

1.

x.

x.

Товары длительного пользования

124,0

48,0

0,7

44,0

3,6

 

 

216,0

120,4

3.

2.

x.

x.

Промышленные товары

108,5

42,0

0,6

38,5

3,2

 

 

189,0

105,4

3.

3.

x.

x.

Продуктовые товары

77,5

30,0

0,4

27,5

2,3

 

 

135,0

75,3

4.

1.

x.

x.

Транспорт

140,0

12,0

0,9

32,0

1,6

 

 

184,0

65,6

4.

2.

x.

x.

Услуги населению

122,5

10,5

0,7

28,0

1,4

 

 

161,0

57,4

4.

3.

x.

x.

Зрелища

87,5

7,5

0,5

20,0

1,0

 

 

115,0

41,0

4.

4.

x.

x.

Пороки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

0.

x.

x.

Национальный доход

585,0

 

 

585,0

5.

1.

x.

x.

Доходная часть бюджета

217,7

 

 

217,7

5.

2.

x.

x.

Управление

50,0

2,0

0,9

18,0

18,0

 

 

70,0

28,3

5.

3.

x.

x.

Образование, медицина, наука

125,0

5,0

2,3

45,0

45,0

 

 

175,0

70,8

5.

4.

x.

x.

Армия, полиция

250,0

10,0

4,5

90,0

90,0

 

 

350,0

141,7

5.

5.

x.

x.

Социальные программы

75,0

3,0

1,4

27,0

27,0

 

 

105,0

42,5

 

Рассмотрение структуры ПФМ объёмной модели воспроизводства показывает нам, что в структуру объёмной модели воспроизводства встроена масса регуляторов и опорных точек, с помощью которых можно смоделировать любую экономическую, политическую и социальную ситуацию в стране. Объёмная модель общественного воспроизводства кардинально отличается от натурально-стоимостных балансов бывшего СССР, и на шаг впереди многосекторных моделей "затраты - выпуск". Эта модель охватывает все стороны экономической и социальной жизни общества.

Объёмная модель общественного воспроизводства имеет сложную взаимозависимую структуру. Изменение одного из задающих параметров влечет за собой изменения равновесия всей системы.

Модель отражает стоимостные, натуральные показатели экономических ресурсов и формы собственности экономических ресурсов. Стоимостные показатели модели жестко привязаны к натуральным показателям и показателям форм собственности. Капитал квалификации в натуральных показателях отражает половозрастной состав населения занятого в отдельных отраслях, характеризует численность армии, флота и полиции и выплачиваемое им денежное довольствие, характеризует количество пенсионеров, бездомных, инвалидов и прочих категорий населения, живущих за счет государственных выплат. То есть, объёмная модель включает в круг рассматриваемых  проблем показатели, отражающие структуру и состав населения страны.

В противовес тенденциям разбазаривания государственной собственности на Украине, доля государственной собственности в промышленности стран Западной Европы и Северной Америки неуклонно растет. Концентрация производства и собственности привлекла в сферу управления капиталистическими предприятиями, сугубо "социалистические" методы планирования процесса производства и учета затрат в пределах компетенции прав одного собственника. В воздухе давно витает идея сквозного планирования производства и затрат и цен в масштабах всего государства. В США, например, создаются модели "затраты - выпуск" в которые включаются до 1000 самостоятельных отраслей и крупных монопольных производителей. Но модели "затраты - выпуск" не являются достаточно точным инструментом экономического прогнозирования в силу заложенных в них методологических принципов построения и анализа.

Самым точным экономическим инструментом прогнозирования поведения и устойчивости экономической, политической и социальной систем, является объёмная модель общественного воспроизводства.

Рассматривая и анализируя условия реализации товарных масс, мы только упоминали о культивируемых человеческих пороках, а в этой модели мы выделили пороки в отдельное подразделение, так как со спросом на эти товары и услуги нельзя не считаться.

Пороки, которые культивирует общество, - табакокурение, алкоголь, наркотики есть неотъемлемая часть болезней общества. Против этих пороков необходимо бороться, искоренять их, но не в коем случае запретительными мерами. Просвещение населения о вреде этих, мнимых удовольствий, должно быть насущной обязанностью государства. Удовлетворение этих пороков, при запретительной системе, порождает ажиотаж на "запретный плод" и рождает организованную преступность. Пример, - "сухой закон" в США родил мафию.

Есть настоятельная необходимость в создании специальных лечебниц закрытого типа для людей с наркотической зависимостью. В этих лечебницах обеспечивать больных людей, - наркоманов, химически чистыми наркотиками, произведенными на государственных предприятиях, под надзором государства, по символическим ценам за грамм, при надлежащем уровне просвещения о последствиях приема и привыкания к наркотикам. Открытие таких лечебных учреждений уничтожит "стимулы" к контрабанде наркотиков и создания сети их распространения среди детей и подростков. Такая постановка этого вопроса, решит не только экономические, но и моральные проблемы общества, повлечет резкое снижение детской и подростковой преступности.

К порокам можно отнести и азартные игры. Доходы организаторов от участия населения в этих мероприятиях очень велики, и, зачастую из них не платятся налоги. В этом отношении показателен опыт Финляндии. Доходы от азартных игр, организованных в государственных игральных домах, направляются на выплату пенсий. Суммы истраченные населением на участие в лотереях, казино могут быть очень большими, например, в 1998 году на каждого жителя Канады такие расходы составили более 450 долларов, в пересчете на каждого жителя страны. А это в 2,5 раза больше, чем уровень минимальной годовой зарплаты на Украине.

Азартные игры для населения должно организовывать государство, и, все доходы от игорного бизнеса должны поступать в бюджет государства. Такое решение этого вопроса может стать основой для снижения ставок налогов для предпринимателей и домохозяйств и, как следствие, стать основой для повышения жизненного уровня населения страны.

Государству, роль которого в процессе воспроизводства рабочей силы общества, неуклонно повышается, а статистические данные свидетельствуют о росте участия государства в распределении национального дохода своих стран, принадлежит исключительная роль в процессе воспроизводства рабочей силы. Государство, необходимо воспринимать, не только как аппарат для принуждения и подавления, но и как контрагента большой доли собственности капитала общества.

 

Следующая глава

На главную страницу

В начало главы

Оглавление

 

 

Используются технологии uCoz