8.  ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТРУДОВОЙ ТЕОРИИ СТОИМОСТИ. 1

8.1. Ранние подходы к теории трудовой стоимости товаров. 1

8.2. Труд в процессе развития общества. 2

8.3. Труд в первобытной общине. 2

8.4. Сущность всех видов труда. 3

8.5. Овеществлённые составляющие стоимости. 4

 

8.  ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТРУДОВОЙ ТЕОРИИ СТОИМОСТИ.

8.1. Ранние подходы к теории трудовой стоимости товаров

В. Петти выделял труд производителя, как один из факторов стоимости товаров. Это положение получило дальнейшее развитие в трудах А. Смита и Д. Рикардо. Но, анализируя только внешние формы проявления и роль овеществленного и «живого» труда в образовании стоимости товаров ни А. Смит, ни Д. Рикардо не решили проблемы образования стоимости товара.

               "Хотя, - писал А. Смит, - труд является действительным  мерилом меновой стоимости всех товаров, стоимость их обычно расценивается не в труде. Часто бывает трудно  установить  отношение  между двумя различными количествами труда. Время, затраченное  на  две различные работы, не всегда само по себе  определяет  это  взаимоотношение. В расчет должна быть принята также  различная  степень затраченных усилий и необходимого искусства. Один  час  какой-нибудь тяжелой работы может заключать в себе  больше  труда, чем два часа легкой работы; точно так же один час занятия  таким ремеслом, обучение которому потребовало десять лет труда,  может содержать в себе больше труда, чем работа в течение месяца в каком-нибудь обычном занятии, не требующем обучения. Не легко найти точное мерило для определения степени трудности или ловкости. Правда, обычно при обмене продуктов различных видов труда принимается во внимание степень трудности и ловкости. Однако при этом не имеется никакого точного мерила, и дело решает рыночная  конкуренция в соответствии с той грубой  справедливостью,  которая, не будучи вполне точной, достаточна все же  для  обычных  житейских дел".[1]

               Со Смитом нельзя согласиться в том, что есть  виды  труда, не требующие обучения. Любой труд, будь то труд землекопа, водоноса или  сборщика  ракушек,  требует  овладения  определенным уровнем знаний и умения, требует обучения, и, если  на  обучение затрачивается минимум времени, то из этого нельзя делать вывод о  том, что овладение этой профессией не требует обучения.  Какие  же виды труда подразумевал А. Смит под десятью  годами  затраченного труда для получения квалификации? Вполне очевидно, что этот труд связан с предшествующим овладением большого  объема  знаний  или совершенствованием умения, раз так высоко может быть оценен  час труда данного работника. Это может быть, например, труд учителя, юриста, врача, ювелира, фабриканта или скрипичных дел Мастера. В основе их умения и квалификации лежат знания и  опыт,  накопленные предшествующими поколениями людей, что в  принципе  отрицать нельзя. Это очевидно.

Д. Рикардо, развивая теорию трудовой стоимости, обратил внимание на то, что стоимость товара создается не только живым трудом рабочих и, что "...определяя,  например,  меновую  стоимость чулок, мы найдем, что их стоимость сравнительно с другими  вещами зависит от всего количества труда, которое необходимо для изготовления их и доставки на рынок. Сюда войдет, во-первых,  труд по обработке земли, на которой разводят хлопок; во-вторых,  труд по доставке хлопка в страну, где будут изготовлены из него  чулки, сюда же включается также часть труда, затраченного  на  постройку судна, на котором хлопок перевозится  и  который  оплачивается в фрахте товаров; в-третьих, труд  прядильщика  и  ткача; в-четвертых, часть труда машиностроителя,  кузнеца  и  плотника, которые строили здания и машины, с помощью которых  изготовляются чулки; в-пятых, труд розничного торговца и многих других лиц, которых мы и не будем перечислять. Общая  сумма  этих  различных видов труда определяет, на какое количество других предметов будут обменены чулки, а чтобы определить, какое количество  каждого из этих предметов будет дано в обмен за чулки, надо опять-таки сосчитать общую сумму различных видов труда, затраченного на них".[2] 

               Д. Рикардо расширил понимание участия труда в образование стоимости товаров. Обратил внимание последователей на то факт, что прошлый труд, то есть овеществленный труд конкретного производителя  наделен  свойством, быть представленным в товаре по мере  своего  участия  в  процессе производства товара, в производстве которого  он  принимал  только косвенное участие.

               При этом он не делает различия между  прямыми  и  косвенными затратами труда связанными с изготовлением товара. Прямые затраты труда представлены трудом по обработке земли,  трудом прядильщика, ткача и розничного торговца. Косвенные затраты труда, - фрахт судна, амортизация зданий и машин представлены трудом судостроителя, машиностроителя,  кузнеца и плотника, - как затраты овеществленного в средствах производства конкретного труда их производителей.

               Как же измерить,  сопоставить между собой прямые и косвенные затраты труда которые определяют величину стоимости товаров.

               Ни А. Смит, ни Д. Рикардо не создали "мерило" для определения величины меновой стоимости товара. Они только очертили круг  вопросов этой проблемы,  что позволило Марксу, отбросив положения Д. Рикардо о роли овеществлённого труда в производстве стоимости товара, создать  свою "политическую теорию стоимости" придумать и ввести в обиход  экономико-политический термин, - "абстрактный труд". Это позволило ему утверждать,  что меновая стоимость товара создается "абстрактным  трудом",  выступающим как затрата человеческой рабочей силы  вообще, безотносительно к конкретной форме этого труда, трудом,  лишенным каких-либо различий т.е.  трудом в специфически общественной форме.  Этот постулат Маркса, Энгельс выделил,  как величайшее открытие Маркса в области политической экономии.

Овеществленный труд в трудах классиков имел собирательное название – капитал. О капитале Маркс сказал презрительно, что это "мертвый труд". В термин «капитал», Маркс вложил новый смысл и рассматривал капитал, только как выражение  общественно-производственных отношений между классом капиталистов,  "владеющих  средствами производства" и рабочим классом, вынужденным жить  только за счет продажи своей "рабочей силы" капиталистам. Своим де трудом, рабочие, видишь ли, приумножают богатство капиталистов.  Маркс через шоры общественно-производственных отношений смог разглядеть только внешние формы  проявления меновой стоимости овеществленного труда общества. Хотя основной эпистолярный труд Маркса и называется "Капитал",  в нем о капитале, то есть об овеществленном труде, практически ничего и нет, ни истории его накопления, ни анализа его сути, ни доброго слова.

               Маркс превратил экономическую теорию в теорию политическую, которую были призваны обслуживать политизированные категории, - абстрактный, необходимый, добавочный, оплаченный и неоплаченный труд рабочего,  абсолютная прибавочная стоимость,  относительная прибавочная  стоимость, избыточная прибавочная стоимость и прочие, притянутые за уши в экономику политические категории.

Марксу, который в трактовке трудовой стоимости товара оказался позади Д. Рикардо, не удалось решить проблему образования стоимости товаров и превращения ее в рыночную цену. Исследователи и критики Маркса еще в 19 веке выделили эту проблему как основное противоречие «Капитала».

8.2. Труд в процессе развития общества.

Естественная и объективная среда обитания человека -  природа. Разнообразие природных условий в разных географических  зонах со своим ландшафтом, своеобразным климатом,  флорой и фауной влияли на производственную деятельность первобытных  людей,  определяя конкретную форму готовых продуктов природы,  и орудий  труда  для присваивания этих продуктов. Методом проб и ошибок в потреблении готовых продуктов природы  первобытная община расширяла круг присваиваемых средств существования и совершенствовала применяемые для  этого орудия труда. Эта фаза развития человеческого общества носит название - присваивающего хозяйства.

Необходимо особо отметить,  что процессы развития  общества  на Земле  происходили не одновременно. В разных регионах Земли, общины, жившие там,  проходили путь общественного и экономического развития в течение разных промежутков времени, но имели общие отправные точки. Общины, жившие в более суровых регионах земли с ярко выраженными сезонными периодами зима – лето быстрее, нежели общины, жившие в экваториальном поясе Земли, перешли от присваивающего, к воспроизводящему хозяйству. С рассмотрения общин, перешедших к воспроизводящему хозяйству, мы начинаем рассматривать происходившие в ней общественные и экономические процессы.

Приведем краткий перечень работ и продуктов труда,  которые  производились в неолите, это за 14-7 тысяч лет до Рождества Христово.

               Каменные орудия труда изготовлялись из: кремния,   кварцита, базальта, гранита, песчаников, кальцитов, железняков и других, в том числе и полудрагоценных пород камней.  Камень брали не только в прибрежных россыпях галек, но и добывался в искусственно разрабатываемых карьерах. Из камня изготовляли: ручные рубила, остроконечники, скребла,  тесла, песты, ступки, ножи, рубильца, резцы, сверла,  шары,  наконечники для копей и тому подобное.  Для изготовления и  обработки  каменных  орудий труда были созданы отжимники, ударники, наковальни, пластины, тяжелые отбойники.

Из деревянных орудий труда были разнообразные палки - копанки, рогатины, простые и сложные копья, палицы, плоты, берестяные челны и большое многообразие предметов домашней утвари.

Из растительных волокон изготовлялись сети и  веревки, из гибких ветвей деревьев и кустарников изготовлялись  разнообразные виды плетения: корзины, загородки и тому подобное.

               Из костей изготовлялись наконечники копий,  иглы для шитья и прочее.

               Производились многочисленные специализированные  тонко обработанные орудия труда из камня, дерева, кости,  сухожилий, а также разнообразные комбинированные орудия из этих  материалов. Появились лук и стрелы пращи, деревянные орудия с каменными вкладышами-микролитами.  В это же время люди стали  специально строить жилье, шить одежду из обработанной кожи и шкур.

               Появились разнообразные изделия из обожженной глины.

Этот  краткий  перечень  орудий  труда  этого  периода  свидетельствует о немалом росте уровня развития техники. Качество  и сложность изготовляемых орудий труда, трудоемкость их изготовления и сложность применения вспомогательных устройств при их изготовлении, позволяют выделить их  изготовление  и применение в особый род деятельности человека. И если конкретизировать то появляются  искусные  обработчики камня, дерева, кожи, охотники, рыболовы,  знатоки растений: собиратели и лекари. В работах историков и этнографов приводится ряд гипотез об этапах развития родовой общины, опираясь на которые проведем реконструкцию этого периода  в истории  развития общественных отношений.

Чтобы избежать множества ограничений, которые необходимо принять при исследовании проблем общественного воспроизводства в современном обществе с его множеством нерешенных экономических проблем и множественностью методологических подходов к определению экономических категорий и объектов исследования, мы абстрагируемся от всех привнесенных сложностей и проведем исследование этого вопроса на примере общины. Той первобытной общины, из которой впоследствии выросло классовое общество и родилось государство, но в которой еще неизвестны деньги, предметы роскоши, социальное неравенство и прочие, отвлекающие от проведения объективного экономического анализа факторы. Для того чтобы разобраться с возникновением общественного воспроизводства, а вместе с ним процесса общественного производства  и общественного разделения труда мы начнем рассмотрение этого вопроса с рассмотрения вот такого рафинированного общества.

Общественное производство не возникло вдруг из пустоты. Оно не свалилось с неба, не было введено чьим-либо указом. Оно  является результатом исторического и экономического развития общества.

8.3. Труд в первобытной общине.

               Община, как производственная и социальная единица, как предтеча современного общества, решала единую задачу, - сохранение самое себя. Этот процесс сохранения самое себя, присущий и современному государству, мы называем процессом общественного воспроизводства. Выполнение  условий общественного воспроизводства включает: необходимость производства пищи, обеспечения жильем, орудиями и средствами труда, сохранением и приумножением количества членов общины.

Вышеперечисленные материальные блага создаются трудом человека. Труд общинников обеспечивал производство орудий труда и домашней утвари долговременного, краткосрочного и одноразового применения, возделывание земли и сбор урожая, уход за одомашненными животными и охоту, в том числе и загонную, постройку домов и подсобных помещений.  Кроме того производились затраты труда на воспитание и обучение подрастающего поколения, ведение работ по дому, охрану кормовой территории. Выполнялись общественные обязанности по защите от внешних врагов и хищников, по принятию решений для управления общиной. Способность или неспособность выполнять все необходимые виды труда, обеспечивающие жизнеспособность общины, определяли ценность каждого члена общины. Каждый член общины был для неё земледельцем, скотоводом, охотником, рыболовом, камнетесом, строителем, собирателем кореньев и лекарственных растений, обработчиком дерева, изготовителем домашней утвари, воспитателем подрастающего поколения, воином, управленцем и производителем многих других работ, необходимых для выживания общины.

Годовой фонд рабочего времени каждого члена общины состоял из затрат труда на производство всех этих видов работ. То есть в течение года каждый дееспособный, работоспособный член общины столько-то часов в день работал в поле, охранял кормовую территорию,  изготовлял наконечники для копий и стрел, воспитывал детей и так далее. Годовые затраты труда всех общинников (в часах или днях) можно свести к общим затратам труда общины на производство тех или иных видов работ обеспечивающих жизнеспособность общины. Не будем приводить цифровые значения в часах или днях по видам затраченного совокупного труда общинников. Такое деление затрат труда для столь отдаленного периода может быть проведено только условно, а автор не желает свести критику излагаемой теории воспроизводства, к спору по поводу того, - спал ли член общины, за 7 тысяч лет до нашей эры, в среднем 6 часов в сутки или 7 часов. Для нас важен тот факт, что все общественно-необходимые затраты труда, направленные на обеспечение жизнеспособности общины, можно выразить в часах или днях. Эти виды труда В. Петти, а вслед за ним и другие экономисты, разделил на труд производительный, то есть труд создающий конкретные материальные блага, и труд непроизводительный, то есть труд по предоставлению услуг и труд по управлению.

Деление труда на производительный и непроизводительный, это классификация видов труда по их внешней, видимой форме проявления. Трудом производительным экономисты до сих пор считают такие виды труда, в результате которых появляются на свет материальные объекты, которые можно увидеть, пощупать, погладить, попробовать на зуб. Трудом непроизводительным до сих пор считают труд по воспитанию и обучению детей, уборке домашних помещений, охране кормовой территории, обязанностей воина, выполнения функций по управлению общиной.

Нельзя утверждать, что производительный труд для общества полезен, а непроизводительный не полезен и непроизводительные работники существуют за счет работников производящих материальные блага. Положение о национальном доходе общества, как механизме перераспределения стоимости товара созданного в сфере материального производства в пользу непроизводительных работников, одна из величайших ошибок Маркса заложенных в его экономическую теорию, которая в марксистской теории воспроизводства доведена до абсурда.

Мы утверждаем, что все затраты труда общины, как в прочем и все виды труда в современном обществе, - есть общественно-необходимыми затратами труда, которые обеспечивают процесс воспроизводства общины, нации, государства. Ко всем видам труда у экономистов должно быть равно уважительное отношение. Все общества виды труда равны в процессе обеспечения жизнедеятельности общества.

Мы не погрешим против истины, если представим совокупные, общественно-необходимые затраты труда (в часах или днях), которые обеспечивают жизнеспособность общины, в виде совокупных затрат труда конкретных производителей одного продукта.  Земледельцев, скотоводов, охотников, рыболовов, камнетесов, строителей, лекарей, воинов, управленцев и производителей других, необходимых работ, которые затратами своего труда конкретных производителей произвели бы равный по величине затрат общественно-необходимый продукт, удовлетворяющий условиям жизнеспособности общины.

 Такая двойственность представления количественных, совокупных затрат труда обеспечивающих жизнеспособность общины, с одной стороны, это совокупные затраты всех членов общины (часы, дни), а с другой стороны, это затраты труда конкретных производителей конкретного продукта (часы, дни) позволяет сделать вывод о том, что община являлась сложной общественной структурой нуждающейся в управлении, средствах принуждения, поощрения, сдерживания.

Следует привести условный, числовой пример. Если совокупные затраты труда членов общины на изготовление орудий труда из камня составили, например, 3000 часов в год, а годовые совокупные затраты труда одного общинника составляют 1500 часов в год, то с высокой долей вероятности можно предположить, что община может поручить выполнение работ по изготовлению орудий труда из камня двум, наиболее искусным камнетесам.

Такое выделение искусных производителей, такое разделение труда стало возможным в связи с ростом производительной силы труда основанной на половозрастной основе и на совершенствовании орудий труда. Труд в земледелии, охоте, рыболовстве скотоводстве начал доставлять все большее количество продуктов, что позволило закрепить возникшее разделение труда.

В общине появляются группы людей, которые специализируются на выполнении определенных видов труда, из всего множества видов труда обеспечивающих процесс жизнеспособности общины. Следовательно, с закреплением разделения труда между членами общины по половозрастным признакам, община признала и выделила из состава общественно-необходимого труда общины некоторые самостоятельно производимые виды труда. За выполнение этих видов труда, которые, по сути, ранее выполнялись любым здоровым членом общины, община включала производителей этих видов труда в процесс общественного передела произведенных продуктов.  Камнетес, изготовляющий наконечники для копий, стрел, изготовляющий и другие орудия труда, необходимые для процесса труда общины, наравне со всеми членами общины поедает мясо или рыбу, то есть пользуется результатами труда группы охотников или рыболовов общины.  Старейшие члены общины, неспособные принимать участие в физически тяжелых видах труда, занимающиеся, на пример, воспитанием подрастающего поколения, решением споров между членами общины, выполняющие функции по управлению общиной, наравне со всеми членами общины пользуются результатами труда всей общины. Член общины, который, например, целое лето выполнял обязанности воина по охране границ кормовой территории общины, наравне со всеми потреблял произведенный общественный продукт. С ростом численности общины общественно необходимые, совокупные затраты труда членов общины на производство той или иной части совокупного продукта общины в сумме своей становились все более сопоставимы с годичными затратами труда одного члена общины. Это позволило выделить и закрепить выполнение определенных видов работ, за отдельными членами общины или группой общинников. Так выделилось отгонное скотоводство, производство орудий труда, гончарство, выполнение функциональных обязанностей по управлению общиной, по защите от врагов, и прочее.

Совокупные затраты труда общинников, в этом случае, можно так же представить в двойственном виде. Или как совокупные затраты труда отдельных лиц или групп людей производителей конкретных товаров и услуг. Или как затраты труда всех общинников на производство этих товаров и услуг. Это связано с теми обстоятельствами, что конкретного производителя товаров и услуг может заменить совокупный труд общины, затраченный на выполнение этого материального блага или услуги.

На раннем этапе существования общины из обособленных внутриобщинных  работ  впоследствии  выделились крупные воспроизводящие отрасли, - земледелие и скотоводство, а на более позднем этапе, выделились ремесла, которые вовлекали в процесс производства все большее количество людей.

Хотим подчеркнуть важность этого момента в историческом процессе общественного воспроизводства. Первобытное общество предстает перед нами в своем чистом, незамутненном виде. Это позволяет уяснить, что все затраты труда общинников на производство конкретных материальных благ и затраты труда на оказание услуг для обеспечения жизнеспособности общины, то есть затраты труда не производящие конкретных материальных благ, должны включаться в состав общественно-необходимых затрат труда, направленных на обеспечение  жизнеспособности общины, общества.

Это принципиально важное положение для создания модели общественного воспроизводства. Все общественные работы, обеспечивающие процесс жизнеобеспечения  общества, то есть обеспечения материальными и нематериальными благами, оказанием услуг направленных, в конечном счете, на сохранение и приумножение популяции человека, мы включаем в процесс общественного воспроизводства.

В связи с вышеизложенными теоретическими исследованиями, мы считаем неправомерным разделение труда на производительный и непроизводительный. Для процесса общественного воспроизводства важен любой общественно необходимый труд.

8.4. Сущность всех видов труда.

Абстракция, как метод,  призвана выделять существенные признаки, свойства и связи предметов и явлений.  Маркс "увидел",  что общим для всего множества  профессий  и работ является "затрата рабочей силы вообще", то есть физиологическая трата человеческой силы.  Единицей измерения этой затраты  служит "простой труд". У Маркса сложный труд представлен как умноженный,  возведенный в степень простой труд.  Только однажды сославшись на это в "Капитале", он нигде больше не указал ни множитель, ни степень для сопоставления затрат простого неквалифицированного труда и сложного труда. Хотя в нашем понимании траты физиологических сил человека нужно измерять калориями.

Например, затраты физиологической силы рабочих занятых на тяжелых физических работах, например, молотобойца,  землекопа, или каменотеса очень велики. На восстановление сил им требуется принимать пищу общей калорийностью около 4700 Ккал. Обычный расход энергии человека восполняет набор продуктов общей калорийностью 2700 - 3000 Ккал. Если же мы представим, что труд ювелира сложнее труда молотобойца, например, в три раза, то наш ювелир должен ежедневно расходовать 14100 Ккал. А если, например, труд ювелира сложнее в десять раз?

Кроме того, Маркс не дал точки отсчета, какой труд самый простой и в каких  физических  единицах  или  единицах  материальных благ, или денег его можно выразить и произвести элементарные математические расчеты. Этого нет. Следовательно, мы делаем вывод о том, что "абстрактный труд" - категория не экономическая, а политическая, рожденная для того, чтобы обосновать необходимость экспроприации экспроприаторов.

Считая труд основным источником образования стоимости товаров, и, являясь сторонником трудовой теории стоимости, автор посвятил много времени на поиск общего для всех видов труда признака. Решение проблемы стоимости товаров мы начнем с выяснения сути основного, существенного и общего для всех видов труда признака. Того общего кирпичика, который лежит в основе стоимости всех товаров и услуг. Поиск общих для всех видов труда признаков привел нас к выводу, что единственным критерием общим для всех видов труда, независимо от всех форм и видов его внешнего, физического проявления, есть квалификация работника.

Квалификация работника - это усвоенные общественным работником теоретические знания и опыт предшествующих  поколений в конкретном виде труда или работ и приобретенные личные трудовые навыки, для выполнения данной работы. Приобретение  квалификации требует определенных умственных затрат в усвоении, то есть  накопления  необходимого  объема информации.

Кроме того, стоимость квалификации общественного работника - категория экономическая. Она понятно и логично обсчитывается в денежном выражении на конкретных цифрах и может быть представлена в цифровом значении в процессе экономического анализа математических моделей в разделе теории воспроизводства рабочей силы. В зависимости от методологии и социальной значимости анализа в эти затраты включаются такие показатели.

Для определения совокупных затрат на воспроизводство рабочей силы -  все затраты, связанные с воспроизводством рабочей силы.

Для учета стоимости капитала квалификации, - стоимость общего и специального образования, то есть денежная оценка усвоенного, накопленного объема информации и практического опыта, для выполнения конкретного вида труда.

Итак. Главный вывод, который можно сделать из вышеизложенного, состоит в том, что количество и качество информации, в процессе ее усвоения, трансформируются в стоимость работника, и выражается как его квалификация. Квалификация работника, в свою очередь материализуется в процессе трудовой деятельности и приобретает форму осязаемых предметов, в созданных и произведенных им средствах производства и товарах и, в свою очередь, определяет величину их стоимости.

 

8.5. Овеществлённые составляющие стоимости.

С позиции трудовой теории стоимости рассмотрим совокупные факторы овеществлённого труда.

Средства труда - машины, оборудование, передающие устройства и прочее есть не что иное, как овеществленная в осязаемой физической форме материализованная в различных материалах стоимость квалификации множества общественных работников принимавших прямое и косвенное участие в их  создании и производстве.

Предметы труда – сырье, полуфабрикаты и прочие материальные объекты, которые полностью входят в производимый товар. Они так же представляют собой материализованную квалификацию работников их заготовивших, добывающих, собирающих и т.д. В стоимости, например, одной тонны медной руды добываемой в одинаковых условиях, например, шахтным способом, материализуется одинаковое количество капитала квалификации шахтеров, независимо от процентного содержания полезного вещества в руде. То есть, величина капитала квалификации овеществленная в тонне руды, которая лежит в основе образования стоимости сырья, будет одинаковой, то есть стоимость добытой в одинаковых условиях тонны медной руды будет одинаковой, независимо от процентного содержания в ней меди. Следовательно, величина стоимости тонны медной руды, определяется затратами труда шахтеров на добычу одной тонны медной руды. Стоимость добычи медной руды это не ее рыночная цена, которая определяется исходя из законов спроса и предложения непосредственно на рынке. Проблему превращения стоимости товаров в цену товаров мы рассмотрим в главе, специально посвященной этой проблеме.

Средства труда и предметы труда представляют собой материальное богатство общества. Но, кроме того, богатство общества представляют собой знания и опыт, накопленные нашей цивилизацией, и, нам безразлично, в какой натурально-вещественной форме они предстают перед нами. Толи в виде зданий, станков, трубопроводов, передаточных устройств, и прочего промышленного и сельскохозяйственного оборудования, толи как квалификация общественного работника. Следовательно, в основе богатства общества лежит овеществленная информация. Средства производства, являясь суммой овеществленной в них стоимости квалификации работников, перенесенной на  них  в процессе их создания, и сами выступают уже в новом  качестве не как простая сумма материализованной стоимости  квалификации  работников их создавших, а как новая более высокая ступень концентрации знаний и опыта.

В этой ипостаси средства труда участвуют в производственном процессе и частями переносят на товары или создаваемые новые средства производства свою стоимость. Это известный всем экономистам и бухгалтерам процесс начисления износа. Но в сути своей на товар переносятся знания и опыт воплощенные в этих средствах производства, людьми их создавшими. В процессе труда на товар переносится, в товаре овеществляются знания и опыт, составляющие суть квалификации общественных работников.

Товары в процессе их производства впитывают в себя определенное количество информации перенесенной на них средствами производства и капитала квалификации общественного работника. Товары являются носителями и хранителями этой информации, и величина овеществленной в них информации определяет стоимость товара.

Мы рассмотрели процесс образования стоимости товаров в промышленном производстве. В сельском хозяйстве процесс образования стоимости товара ничем не отличается от образования стоимости товара в промышленности, хотя здесь есть некоторые особые моменты в виде действия природных факторов, - земли, посевного материала, племенного фонда скота, птицы и прочих производительных животных.

Средства труда в сельском хозяйстве в своей натуральной форме плугов, тракторов, сеялок, комбайнов и прочего множества сельскохозяйственного инвентаря, как и в промышленности, есть овеществленный капитал квалификации. Овеществленный, материализованный труд общественных работников их создавших.

Посевной материал, крупный рогатый скот, коз, овец, птицу и прочих одомашненных животных,  используемых в пищевой цепочке и в хозяйственных целях человека, мы так же рассматриваем, как овеществленный труд предшествующих нам поколений людей. За многие столетия, они отвоевали у дикой природы, отобрали по лучшим качествам и путем целенаправленного отбора вывели используемые сегодня в сельском хозяйстве виды растений и животных. Информация об этих затратах труда записана на генном уровне используемой нами пищевой цепочки, и воспроизводство ее так же  осуществляется генном уровне. Было бы верхом святотатства считать используемые сегодня в сельском хозяйстве злаки, скот, птицу даром природы, который ничего не стоит человеку. Природа не делает таких подарков. Творец, создавая Землю, не создал птицу и скот домашними, а злаки культурными, по одной простой причине, - в то время человек не имел дома и сам, мало чем, отличался от зверей. Используемые в сельском хозяйстве элементы живой природы человек создал Сам. Поэтому, одомашненные  животные, птицы и культурные злаки предстают перед нами в виде овеществленного, материализованного труда. В виде овеществленной информации. Особенностью воспроизводства звеньев пищевой цепочки человека является непременное условие постоянного вложения капитала квалификации для поддержания достигнутых изменений. Хорошо известен факт вторичной дикости домашних животных, злаков, плодовых деревьев лишенных заботы и постоянного ухода за ними со стороны человека. То есть, овеществленная на генном уровне информация нуждается в постоянном подтверждении необходимости произведенных человеком изменений в природе. 

Злаки, скот, птица в процессе своего воспроизводства проявляют двойственную природу, свою двойственную способность участия в этом процессе. Каждый отдельно взятый экземпляр своего рода может быть использован или в качестве сырья для перерабатывающей промышленности, для производства продуктов питания, удовлетворения других хозяйственных нужд человека или, с равным успехом, в качестве основы для воспроизводства подобных себе экземпляров.

В основе сельскохозяйственного производства и воспроизводства элементов пищевой цепочки человека, важным фактором выступает естественное плодородие земли. Вопрос о плодородии земли мы будем рассматривать в общепринятом ракурсе производства продукции на заданных, одинаковых размерах земельной площади. Такая постановка вопроса позволяет с общих позиций рассматривать вопросы образования рыночной цены на сельскохозяйственные продукты и полезные ископаемые.  

В виде самостоятельных факторов образования стоимости сельскохозяйственной продукции выступает труд непосредственных производителей, - сельскохозяйственных рабочих, крестьян, фермеров. Средства и мероприятия направленные на повышение естественного плодородия земли, как-то удобрения, мелиорация, и, тому подобное.

Во всех случаях с функцией измерения величины стоимости товаров и услуг отлично справляются деньги. И мы не будем выдумывать, каких бы то ни было, дополнительных единиц для измерения величины стоимости. 

 

 

Следующая глава

На главную страницу

В начало главы

Оглавление

 



[1] Адам Смит, Исследование о природе и причинах богатства народов. т.1, стр. 31

[2] (Давид Рикардо, Начала политической экономии и  налогового обложения, т.1 стр.43-44).

Используются технологии uCoz