3. ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ ВОСПРОИЗВОДСТВА. 1

3.1. Постановка вопроса. 1

3.2. Космогонические  концепции  информации. 2

3.3. Соглашения. 3

3.4. Авуары информации. 4

3.4.1. Авуары генного уровня. 4

3.4.2. Авуары  овеществлённых, накопленных знаний. Квалификация. 4

3.4.3. Авуары овеществлённого труда. Капитал. 5

3.4.4. Авуары экономической информации. 6

3.5. Выводы. 6

 

3. ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ ВОСПРОИЗВОДСТВА.

3.1. Постановка вопроса.

Суть экономической теории определяется группой базовых экономических категорий и сопутствующего категориального ряда. Какая база такой будет и теория. Если деньги, - монетарная, если труд, - трудовая, если торговля, - меркантилистская  и так далее. Приступая к разработке теории воспроизводства общественного капитала, мы, из массы экономических категорий формы и сущности выбрали те, которые не являются субъективными экономическими категориями формы, то есть, не могут произвольно изменяться и трактоваться. Все известные экономические категории, отражающие форму явлений, связаны между собой и изменяются в зависимости от субъективных оценок и факторов, идеологии, политики и желаний сильных мира сего. Поэтому мы обратились к сущностным экономическим категориям, которые не подвержены быстрым изменениям и могут быть основой теории. Из ряда сущностей была выбрана информация. Категория, на первый взгляд, далёкая от экономики и экономических проблем. Но, как и всякая сущность, информация имеет разнообразные внешние формы проявления. Маркс, рассматривая вопрос о стоимости товаров, писал о том, что в товаре не видно следов прошлого, овеществленного труда и приводил в пример буханку хлеба. Да. В буханке хлеба, а это специфика массового производства, не видно кто из фермеров вырастил зерно, и кто этот хлеб испёк. Но, уже самоё хлеб, есть информация, которая представляет другую информацию, позволяющую судить о его потребительных свойствах. Из какой муки, и по какой технологии изготовлена данная потребительная стоимость. Возьмем такую же потребительную стоимость как вино. Для этой потребительной стоимости, - вино, большое значение имеет ряд сведений: в какой стране, в каком регионе, на каком склоне выращен виноград, какая была погода в год созревания винограда, как его собирали, как произвели вино, кто производитель, какая технология, температура хранения виноматериалов, освещенность, и, наконец, какая температура вина при подаче его на стол. То есть эту потребительную стоимость сопровождает информационный ряд, его внешние формы. Эти формы информации овеществлены в вине и есть неизменным спутником вина. Овеществлённые в товаре внешние формы информации есть непосредственным спутником каждого товара, описателем его потребительной стоимости. Именно с рассмотрения сути овеществленной информации мы начнем изложение теории воспроизводства.          

Само слово информация современное общество заимствовало из латыни informatio - объяснение, изложение, осведомленность. Оно стало привычным и общеупотребительным в тех случаях, когда дело касается описания событий происходящих в повседневной жизни человека, общества, производственной деятельности и прочего. Поэтому информацией, как явлением занимаются такие отрасли науки: математическая статистика, генетика, кибернетика, социология, информатика, теория средств массовой информации и некоторые другие. Это обширная тема и мы не будем её касаться, даже вскользь, а сосредоточим своё внимание только на теоретическом аспекте сути овеществленной информации.

Применение термина овеществленная информация в экономическом исследовании, его трактовка, новый смысл термина пусть не смущают читателя. Термин овеществленная информация предполагает существование таких форм материальных и нематериальных источников информации, которые воспроизводят информацию только одного вида, формы, смысла, и так далее постоянно и неизменно. Специфический пример из кириллической азбуки славян. Буква «а». Она может быть - и написана, и произнесена вслух. Сколько раз мы напишем букву «а» или произнесем её вслух, она останется только буквой «а» и ничем кроме неё. Написанная, например, на бумаге она может быть неоднократно воспроизведена, но только как буква «а» и не как не иначе и в этой форме овеществленного на бумаге знака, она будет существовать и неоднократно воспроизводиться, пока будет существовать этот носитель информации. Общий пример. Арабские цифры. На разных языках они называются по-разному, но для всех народов несут одинаковою информацию. Вот почему математики разных стран могут легко общаться друг с другом, так как формулы несут одинаковую информационную составляющую, понятную для англичан, французов или русских.

При всем многообразии трактовок термина «информация» разными науками предполагается общим существование двух полюсов информации. Это источники информации, и получатели информации. Источник информации рождает поток информации, который передается по многочисленным каналам и предназначен для получателей разного уровня. Это разнообразные частоты звукового, светового и прочих диапазонов волн. Множество каналов передачи информации об одном реально произошедшем событии в нашем подлунном мире предполагает, что информацию об этом событии должен получить не только человек, но и все сущее. Каждый диапазон передачи информации, каждый носитель информации предполагает, что существует индивидуальный получатель информации. Например, братья наши меньшие, в отличие от нас, воспринимают информацию о надвигающихся стихийных бедствиях, предстоящей смене погоды, как-то дожди или засуха, они ориентируются по линиям магнитного поля, различают многие сотни тысяч запахов и так далее. Мы живем в том же пространственно-временном континууме, что и они, но мы не регистрируем эти потоки информации, как впрочем, и основную массу информации, которой наполнена Вселенная.

Сущность процесса генерирования информации, то есть ее возникновение  воспринимается нами в явления форм этого события как сигналы, импульсы, волны, поля, материальные объекты, биты, байты, мыслеформы и тому подобное.

Источники информации разных уровней сущности генерируют информацию, которую можно разделить на динамическую и статическую составляющую. Динамическая составляющая проявляется в изменении явлений во времени. Статическая составляющая проявляется в явлениях практически не изменяющихся во времени. Объем информации вокруг нас безграничен, как безгранично количество источников информации. Воспринять весь поток информации человек не может в силу ряда ограничений, которые можно классифицировать по следующим признакам.

- Физический признак ограничения приема информации, - это пропускная способность канала, когда независимо от содержания информации существует количественное ограничение на прием информации.

- Семантический признак ограничения приема информации, - отбор только той информации, которая может быть понята получателем, то есть, соответствует его уровню знаний, его квалификации, его тезаурусу.

- И, наверное, самый необходимый признак ограничения на приём информации, - прагматический, то есть отбор и использование информации полезной и необходимой для решения поставленных задач.

3.2. Космогонические  концепции  информации.

Мы живем в мире информации, которая является основой всего что, окружает нас. Приведем несколько высказываний по этому поводу нескольких ученых из разных отраслей науки. Американский биофизик Дж. Джинс "Вселенная,  по мере ее изучения, все больше начинает походить не на гигантскую машину, а на  гигантскую мысль" [1] Британский физиолог К. Берт, не отвергая факта существования физической Вселенной,  говорит о совокупности полей,  образующих "Вселенную психологическую".[2] Американский астрофизик Ф. Дайсон "Разум и сознание  в  устройстве мироздания могут обладать таким же статусом, как вещество и энергия".[3]

 Украинский профессор Николай Дмитриевич Колпаков, из  Харьковского государственного технического университета радиоэлектроники, доказал, что "кроме электромагнитных,  существуют более быстрые волны (скорость 1019 метров в секунду с частотой 1041 герц)  способные  передавать  информацию  в  миллиарды  раз  быстрее  скорости света". Он назвал их «поляризационными», и создал прибор,  который не только улавливает поляризационные волны, но и измеряет их силу и напряженность.[4] Простому пониманию число десять в девятнадцатой и десять в сорок первой степени не поддается. Понимаешь, что это очень много. Но, на сколько это много представить трудно. Поэтому переведем эти цифры в доступные для сравнения масштабы. Например. Лучу света, скорость которого составляет почти 300000 километров в секунду, понадобится 1057 лет, чтобы преодолеть путь, который поляризационная волна проходит за 1 секунду. Но самое важное это то, что объем информации, который можно передать на такой частоте в двоичном коде, воистину огромен. Например. За одну секунду на частоте поляризационной волны можно передать такое количество информации в байтах, которое почти равно количеству молекул воды в Тихом океане. Н.Д. Колпаков сделал эпохальное открытие, которое не востребовано обществом. Не понята важность этого открытия для теории происхождения Вселенной. Открытие поляризационных волн расширило наши познания о строении мира и позволяет подтвердить самые смелые гипотезы о том, что Вселенная это информационный конгломерат, состоящий из разных форм волновой и материализованной информации, которые находятся в процессе постоянного превращения и смены форм. Что об этом может сказать современная физика.

Наверное, ничего, если теория «Большого взрыва» является главенствующей Космогонической теорией современности. Физики, опираясь на современный уровень знаний, провели ретроспективный анализ происхождения Вселенной. От сегодняшнего дня в далёкое прошлое, к началу начал. Построили модель образования Вселенной. Космогоническая теория «Большого взрыва»  кратко выглядит так. «Вселенная расширяется уже примерно 15 – 20 млрд. лет. Через 0,0001 секунды после начала расширения средняя плотность материи во Вселенной приблизительно равнялась 1014 г/см3, (то есть, материя состояла из плотно прижатых друг к другу нейтронов и протонов). Через 0,0001 секунды после начала расширения температура материи была порядка 1012 градусов по шкале Кельвина, и она состояла из излучения и плазмы – заряженных и нейтральных элементарных частиц и античастиц. В этой плазме имелся ничтожно малый избыток частиц над античастицами (примерно одна лишняя частица на 108 – 109 пар). После аннигиляции пар частиц – античастиц во Вселенной  осталось излучение и вещество обязанное своим происхождением этому малому избытку».

Если перевести это сухое изложение на образный язык, то теорию «Большого взрыва» можно изложить так. Материю, существовавшую за 0,0001 секунду до «Большого взрыва» можно рассматривать как одно большое атомное ядро, состоящее только из протонов и нейтронов. Выделим из этого атомного ядра один кубический сантиметр. Его вес составлял 100,000,000 тонн. Справка. Атомы тяжёлых элементов с числом протонов в ядре более 84 имеют тенденцию к самораспаду, то есть они радиоактивны. И чем больше протонов собрано в одно атомное ядро, тем короче период полураспада. Период полураспада изотопа 107 составляет 0,003 секунды. Вопрос: «Кто собрал в стабильную кучу столько протонов и нейтронов?» Далее.

Тенденцию к распаду тяжёлых ядер используют в ядерных реакторах и ядерных бомбах. Бомба весом один килограмм из изотопа урана 235 выделяет энергию 3,5*1015 Дж., а это 350 килотонн  обыкновенного взрывчатого вещества, - тринитротолуола. То есть, в одном кубическом сантиметре этой гипотетической, первичной материи заключена мощность 100 миллиардов ядерных бомб мощностью 350 килотонн каждая. И вот эта бомба взрывается. За 0,0001 секунды материя переходит в состояние плазмы, в которой, в пропорции 50 на 50 находятся частицы и античастицы. Это 50 миллионов тонн частиц и 50 миллионов тонн античастиц, причем, это из того кубического сантиметра материи существовавшей 0,0001 секунды назад, судьбу которого мы рассматриваем. Происходит процесс аннигиляции, то есть взаимного уничтожения частиц с выделением энергии и фотонов. Подсчитано, что в процессе аннигиляции одного грамма вещества и одного грамма антивещества выделяется энергия равная 1014Дж., что эквивалентно взрыву ядерной бомбы мощностью 10 килотонн. Аннигиляция 50 миллионов тонн антивещества – это 50,000,000,000,000 ядерных бомб мощностью 10 килотонн каждая, которые взрываются одновременно. Что мы получаем после этого катаклизма в сухом остатке? Из одного сантиметра кубического вещества, при соотношении, один лишний протон на миллиард пар «частица – античастица» это составляет около 50 килограмм вещества состоящего из изученных человечеством химических элементов. Справка. Масса планеты Земля составляет приблизительно 6*1021 тонн. Вопрос. Сколько миллиардов световых лет в диаметре должна была быть первичная «атомно–аннигиляционная» бомба, чтобы оставшихся после взрыва химических элементов, хватило на создание всей материальной Вселенной?

С точки зрения информационной теории теория «Большого взрыва» не выдерживает критики, так как материальная Вселенная, по нашему мнению, была создана с гораздо меньшими затратами энергии. Какие аргументы мы можем привести в защиту информационной теории с позиций современной физики.

Есть несколько неделимых элементарных частиц. Например, кварки. Ни один кварк, ни разу не был зарегистрирован физиками в свободном виде. Он может существовать только как составная часть адронов, а адронов известно более 350 видов. Самые известные адроны, это протон и нейтрон, которые состоят из трёх кварков. Из нейтронов и протонов состоят атомы всех известных нам химических элементов. Далее, электрон. Элементарная, неделимая частица, масса которой почти в 2000 раз меньше массы протона или нейтрона. Следовательно, масса кварка почти в 667 раз больше массы электрона. И, наконец, фотон. Определение фотона дано в словаре физики, и мы приведем его полностью, фотон – это квант электромагнитного поля, это элементарная частица с нулевой массой покоя и спином равным единице. То есть фотон существует как материальная частица, и как электромагнитное поле.

Рассмотренные нами элементарные частицы, являясь неделимыми частицами материального мира, разнятся своими характеристиками. У них, например, разная масса, заряд, спин, скорость и так далее. Но, очевидно, эти элементарные частицы, как фотон, могут существовать в состоянии материи, проявляться как поля разной структуры и, снова становиться материальными частицами.

Поля, из которых проявляются материальные частицы с большей массой, очевидно, отличаются от известного нам электромагнитного поля, в котором проявляется сущность фотона. Эти поля должны иметь свои, специфические характеристики. Современная физика зарегистрировала неделимые элементарные частицы, которые, по нашему мнению, могут находиться в состоянии поля, волны или материальной частицы. Это позволяет утверждать, что поля различной напряженности и природы, это сущность, из которой проявляются элементарные частицы материального мира. Кроме того, существуют другие сущностные информационные поля, проявлением которых служит организация элементарных частиц в сложные структуры, - атомы и молекулы. Этим полям мы обязаны разнообразию химических элементов и возникновению сложных биологических молекул, проще говоря, возникновению жизни на Земле.

Итак, главное. Информационное поле Вселенной, - это поля разной природы, напряженности, частоты, скорости, поляризации и тому подобное. Это сущность. Проявлением этой сущности есть материя, от элементарных частиц и атомов, до всей видимой и познанной материальной Вселенной.

Информационная концепция образования Вселенной была известна людям с давних пор. Сохранившиеся до наших дней древние тексты, манускрипты основных культур и религий Земли практически одинаково излагают Космогонические концепции, - информацию о происхождении Вселенной. Опустив терминологию, используемую древними авторами для описания процесса сотворения мира, мы приведем только суть этих концепций в понятной современнику терминологии.

Например, «Веды» подробно описывают процесс творения мира и структуру Космоса так. Вселенная состоит из материальных и духовных планет, которые были созданы из Пустоты, то есть первозданного Хаоса, путем первоначального импульса. Этот импульс создал абсолютную подвижность (поля и волны) и абсолютную инертность (материю), упорядочив абсолютный Хаос изначальной Пустоты в структуру Бытия сообразно Воле Единого. Качество абсолютной инертности обеспечивает возможность создания и сохранения формы, то есть сохранения результирующего состояния абсолютной подвижности. Абсолютная подвижность это энергия, пространственно-временной континуум, состоящий из различных по напряженности и частоте полей, взаимодействие которых производит, рождает пять стихий-принципов: землю, воду, огонь, воздух и эфир. Взаимодействие пяти стихий-принципов проявляется как в образовании мельчайших вихрей сверх слабых вибрационных полей, так и в создании материальных, физических объектов. [5]

               Ишрак, учение до исламского периода, считало свет творцом всего сущего. Само бытие, - это свет и все предметы материального мира – сгустки света различной интенсивности, истекающие из Абсолюта.[6]

Древние иудеи также считали, что Космос состоит не только из грубо материальных физических объектов, а есть сущность многоплановая, состоящая из серии миров, наподобие русской матрешки. Возникновение Космоса связано с Первопричиной, по отношению к которой, все существующие Миры есть его производные и делятся на «высшие» и «низшие», то есть материальные и духовные.

В более поздних письменных еврейских писаниях, например, в «Библии», процесс сотворения Мира связывают со словом. «И сказал Бог: да будет свет.  И стал свет».

От  Иоанна Святое благовествование начинается так. «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».

Импульс, первопричина, свет, слово, - это формы представления информации. То есть авторы древних книг донесли до нас более древние знания о том, что причиной и первоосновой создания Космоса была информация. Импульс с информацией об устройстве Космоса, приложенный в определенном месте первобытного Хаоса создал нашу Вселенную.

С точки зрения информационной теории холодный фотонный газ, заполняющий Вселенную, не есть результат процесса аннигиляции огромных масс вещества и антивещества, как предполагает теория  «Большого взрыва». Это явление сущности поля.

 Материальная Вселенная была создана путём упорядочивания хаоса первичным импульсом информационных волн. Сути информации, послужившей первопричиной создания Вселенной, мы не знаем, постичь не можем и никогда не сравнимся в своих знаниях с Творцом. Но в информационном контексте становится понятным изречение «Библии» о том, что Творец создал человека по своему образу и подобию. Не подобным себе в физическом плане, а подобным себе в способности создавать, усваивать, накапливать и применять информацию. И если импульс информации Творца стал первопричиной создания Вселенной, то человек, применяя на практике доступную ему информацию, давно уже создает новые материальные объекты, и, уже приступил к созданию новых форм живой материи с помощью генной инженерии.

               Подведем итог рассмотрения сущности информации. Существует сущность  высшего порядка, проявлением которой есть создание и богатство форм, явлений материального мира. Это божественный план, и его уничтожение неподвластно человеку. И существует сущность низшего порядка, проявлением которой есть ноосфера Земли и способности человечества преобразовывать материальный мир. «Творение» своего собственного мира, с использованием природы Земли, ее сырьевых ресурсов для удовлетворения нужд человека, возможно только в результате его производственной деятельности. А производственная деятельность, - это область экономических исследований и экономических отношений.

3.3. Соглашения.

Источники информации поставляют нам динамическую информацию о событиях происходящих в нашем подлунном мире и фиксируемых по шкале текущего времени. Динамическая информация отбирается по семантическому и прагматическому признаку, овеществляется, то есть меняет волновую форму своего представления на другие, овеществленные, то есть материализованные формы представления информации.

               Овеществленные, материализованные формы представления информации разнообразны и определяются соглашениями. Соглашения, - это договоренности, обуславливающие и устанавливающие однозначные правила записи, воспроизведения, и восприятия смысла определенных явлений. Это могут быть разнообразные события, звуки, буквы, слова, факты. Обратимся к истории развития человечества, то есть к истории возникновения и принятия соглашений.

               С формированием человеческого стада, в процессе совместной деятельности у людей возникла потребность в общении. Возникают примитивные языковые формы, позволяющие сообщать друг другу  необходимую  информацию. Это стало возможным только на основе достигнутых соглашений о значении звуков и составляемых из них слов. Для древних общностей людей, какие  то 200-300 слов вмещали в себя все многообразие окружающего мира, и этот уровень развития языка удовлетворял потребности  внутриплеменного общения и выполнения простейших функций совместной трудовой деятельности. Племена со словарным запасом в 200-300 слов известны и сегодня.

 С развитием  ремесел, усложнением орудий труда появляются новые  слова,  новые термины, несущие определенную смысловую  нагрузку  и  отвечающие конкретным представлениям о роде человеческой деятельности. Например, достигнутые соглашения о значении слов определяющих выполняемые обязанности на охоте и орудиях охоты, земледелии и орудиях для обработки земли, в скотоводстве, рыбной ловле, названиях бытовых предметов, как-то иглы, горшки, жернова, ступы, застежки и прочее.  В  результате  трудовой деятельности возникали новые слова, объясняющие и  характеризующие данный вид трудовой деятельности, достигались новые соглашения.  Собственно,  новые  слова, возникшие в результате  труда  человека,  в  разных  сферах  деятельности в сути своей есть не что иное,  как  овеществленные  в новых звукосочетаниях результаты этого  труда.  Без этих видов конкретного труда, возникновения и развития многочисленных ремесел не возникли бы и новые звукосочетания, характеризующие эту деятельность, эти явления, этот род деятельности, эти отношения, следовательно, каждое слово, - это овеществленный в звуках, несущих смысловую нагрузку, прошлый, овеществленный труд.

               Лингвисты склоняются к тому, что в тридцатом-двадцатом веке до нашей эры существовал единый язык. Но с ростом численности племен, их миграцией по бескрайним незаселенным просторам Ойкумены в языке накапливались определенные различия,  которые и привели  к  возникновению разных языков. Язык общения внутри племени неизбежно изменяется. Проходит 100-200 лет и это уже совершенно другой язык.  Если носители одного языка  разошлись  в разные стороны, то уже через тысячу лет появится два разных языка. Совершая ретроспективный анализ от современных языков к более древним, так называемым праязыкам,  ученые лингвисты свели крупные языковые семьи к существованию около десяти семей. Если успешно восстановят праязыки этих семей, то возможно в будущем удастся свести их все вместе и реконструировать единый праязык, на котором  возможно  разговаривало племя, впоследствии расселившееся по Ойкумене.

               Племена, род деятельности которых предоставляет им много свободного времени, а природные условия так или иначе не стимулируют развитие разнообразных  ремесел,  как  правило,  не  имеют письменности, так как они располагают массой свободного времени, чтобы выучить на память тот, незначительный объем  знаний,  которым располагает их род, племя.

               В тех местах обитания человека, где развитие ремесел,  земледелия, скотоводства, торговли было необходимым условием для выживания общины, рода, племени и сопровождалось ростом численности населения, то есть происходило в  расширяющемся  масштабе,  возникала необходимость сохранять полученные знания, приобретенный практический опыт, наработанный в процессе развития общества и общественных отношений. Сначала  роль хранителей информации выполняли отдельные, как правило, старейшие члены общества. Но естественная уязвимость таких хранилищ информации привела к необходимости хранить информацию в других, менее уязвимых формах. Так возникает письменность.

Накопленный овеществленный труд, в форме овеществленной информации - буквы, цифры, слова, благодаря которым, человечество пронесло сквозь века и сохранило с трудом добытые научные знания, в которых увековечен практический опыт, во всех областях деятельности человека. Эти авуары информации несут информацию и о нравственных ценностях цивилизации, которые закреплены в установленных правилах и обычаях в сфере воспитания, этикета и прочих. Накопленный труд, - основа статического информационного полюса цивилизации и создаваемого этим полюсом информационного пространства, в котором развивается цивилизация. Каждая цивилизация создавала свой информационный полюс, свое информационное пространство. В результате общения народов, завоеваний и ассимиляции цивилизаций, мировой информационный полюс увеличивался, обогащался новыми  знаниями,  новым  практическим опытом и в результате качественного скачка превратился в ноосферу Земли, - единое пространство человеческого разума. Ноосфера является достоянием всего человечества, результатом развития человеческой цивилизации. Цивилизация выработала понятие общечеловеческих ценностей.

3.4. Авуары информации.

               Каждая буква, пиктограмма, иероглиф или другие знаки письма есть не что иное, как соглашения, достигнутые, принятые обществом, в результате поиска возможных путей хранения информации, сохранения результатов труда человека. Обобществление и увековечивание человеческого опыта стало возможным на основе достигнутых соглашений о форме записи и фонеме чтения букв, о правилах записи и чтения слов. Составленные из букв лексические единицы, - слова, выполняют функцию внятного изложения накопленной информации о знаниях во всех областях науки, культуры, этикета,  ремесел, права и прочих достижениях человечества.

 Буквы, слова, цифры для нас безразлично записаны ли они на носителях информации или произнесены вслух, являются генераторами информации. Произнесенные вслух слова и цифры относятся к динамическому полюсу информации. Слова и цифры, записанные на любом известном носителе информации, относятся к статическому полюсу информации. Важной особенностью статического полюса, представляющего овеществленную информацию, является то, что эта информация может быть, как воспроизведена многократно, так и безвозвратно уничтожена. Пределом возможностей постоянного считывания информации является физическое уничтожение носителя информации.

3.4.1. Авуары генного уровня.

Информация может накапливаться не только на материальных носителях информации в привычном для нас всех понимании, например, на бумаге, или в других предметах материального мира окружающего нас, но она может накапливаться и в других формах и проявлениях. Например, в свою бытность всемирно  известный  ученый Николай Иванович Вавилов обнаружил семь центров  происхождения современных сельскохозяйственных культур и домашних животных. В средиземноморском и юго-западном центрах росли дикие предки современных сельскохозяйственных культур, - ржи, пшеницы, овса, ячменя, льна, бобовых и некоторых других растений. Здесь же жили предки современных домашних животных, - крупного рогатого скота, лошадей, свиней, коз, овец, и некоторой домашней птицы. В процессе жизнедеятельности, человек, путем отбора лучших экземпляров развивал и закреплял необходимые для себя качества злаков и животных. За долгие века кропотливого труда человеком были выведены современные сельскохозяйственные культуры и домашние животные. Качественные изменения, произошедшие под влиянием труда человека, были закреплены на генном уровне злаков, процессом доместикации животных, т.е. на генном уровне овеществлена информация о труде многих поколений людей и их достижениях в обеспечении человечества продуктами питания. Бог не создавал домашних животных и культурных злаков.

3.4.2. Авуары  овеществлённых, накопленных знаний. Квалификация.

Учась разговаривать, изучая алфавит для чтения и письма, ребёнок запоминает буквы, слова, то есть накапливает информацию, которая, в сути своей, есть не что иное, как овеществленный труд прошлых поколений людей, затраченный ими на развитие языка. В процессе любого обучения, на любой ступени средней или высшей школы происходит накопление информации, то есть усвоение результатов овеществленного труда прошлых поколений.

Возникновение ноосферы Земли, развитие и становление цивилизации взаимосвязанный процесс, обусловленный трудовой и умственной деятельностью человека. Взаимодействие с динамическим и статическим информационными полюсами общего информационного пространства непременное условие существования человека. Мы получаем в свое распоряжение результаты прошлого, овеществленного труда, будь то теоретические знания, прикладные науки или сплав практического опыта какого либо конкретного труда в виде информации, и мы запоминаем, накапливаем её. В то же время мы ежеминутно обогащаем и развиваем статический информационный полюс новыми знаниями, исследованиями, фактами и событиями, происходящими по воле человечества. Умение критически осмысливать увиденное, услышанное, прочитанное, способность классифицировать информацию, пользоваться ею  в  нужный  момент, адекватно реагируя на внешние обстоятельства, будь то научный спор, просто беседа или трудовая деятельность, обогащают и  развивают информационный полюс, вызывая его изменения  на  качественно новом уровне.

Усвоенная, накопленная человеком информация превращает его в структурную единицу информационного полюса. Сам человек превращается в носителя и хранителя информации и, самое важное то, что человек, в результате умственной деятельности превращается в генератор новой информации. Чем больше накоплено знаний, тем выше потенциал такого генератора. Это важный показатель для людей творческих профессий, например, для ученых, род деятельности которых состоит в исследовании и развитии новых направлений во всех отраслях знаний. Способность генерировать новую информацию присуща не только ученым, но и всем людям, в силу специфики мыслительных процессов человека.

Человек, как структурная единица информационного полюса наделен способностью генерировать динамическую и статическую информацию. К динамической информации можно отнести, например, речь. Генерирование статической информации, то есть её овеществление, проявляется в способности человека выполнять целесообразные трудовые действия для достижения определенного, конечного результата. Школьники пишут контрольные работы, чтобы подтвердить процесс накопления и запоминания информации об определенном предмете, области знаний. Их контрольные работы, это овеществленная информация. Рабочий, инженер, служащий, управляющий на своих рабочих местах, так же выполняют целесообразную трудовую деятельность, овеществляют информацию, накопленную ими в процессе обучения данной профессии. Чем больше накоплено знаний, тем выше возможный уровень квалификации человека в определенной области его производственной или общественной деятельности. Объем накопленной информации, и умение её овеществить с наименьшими затратами времени составляет базу квалификации работника.

Квалификация работника оценивается его способностью практически применить накопленную информацию в производственной, научной или общественной деятельности. Эта способность оценивается степенью его ловкости при выполнении конкретной работы, суммой приобретенных в процессе трудовой деятельности навыков, практическим опытом в выполнении того вида конкретного труда, который соответствует его профессии. Чем больше накоплено навыков для выполнения работы по соответствующей профессии, чем эффективнее используется объем накопленной информации, тем больше будет произведено продукции, тем меньше времени затратит квалифицированный специалист на решение вопросов и проблем, находящихся в его компетенции, тем большую меновую стоимость создаст работник за определенный промежуток времени.

Степень усвоенных навыков в применении накопленных знаний определяет стоимость квалификации работника вовлеченного в процесс производства. Для общества безразлично, производит этот работник товары или оказывает платные услуги. Стоимость квалификации работника соответствует выполняемому им в данный момент виду конкретного труда. Для общества не имеет ни малейшего  значения то, что человек, выполняющий тяжелую физическую  работу, например, молотобойца, квалифицированный инженер. В данном случае общество может принять в зачет и оплатить ему только затраты на подготовку работника этой квалификации, - молотобойца.

3.4.3. Авуары овеществлённого труда. Капитал.

В нашем исследовании мы будем употреблять термин «капитал». Какой смысл мы вкладываем в эту экономическую категорию. Капиталом общества выступают все богатства созданные трудом человека, всё, в чем человечество материализовало, овеществило свои знания и практический опыт. Капитал общества предстаёт пред нами в разных своих ипостасях. Основной капитал - это средства производства, то есть здания сооружения, передаточные устройства, машины, оборудование и прочее. Основной капитал ещё называют основными фондами. Оборотный капитал – это сырьё, материалы, полуфабрикаты и прочее. Среди прочих видов капитала на равных существуют – капитал квалификации, интеллектуальный капитал общества, информационный капитал общества.

Виды капитала есть сущностные экономические категории по отношению к своему проявлению в материальных и духовных ценностях. Сущность каждой единицы капитала представляет определённое количество овеществлённой в ней информации. Каждая единица капитала, по определению информации, выступает генератором информации, которая может быть воспринята и овеществлена в других формах информации. Как на поверхности экономических явлений выглядит процесс генерации и овеществления информации в процессе производства товаров.

Все соединяющиеся в процессе производства товаров факторы производства, суть стоимости капитала, генерируют информацию определённого вида.

Основной капитал, - об операциях предусмотренных технологическим процессом, которые эти средства труда предназначены выполнять, как-то, например, резанье, сверление, шлифование и прочее множество. И на товар переносится вся воспроизведенная информация о технологическом процессе. Но, на товар не переносится информация о том, что это средство труда сделано из стали, покрашено оранжевой краской и установлено на четырех анкерных болтах. Эта информация не является образующей стоимость товара. Товар не станет стоить больше или меньше, только потому, что это средство производства покрашено краской другого цвета.

Оборотный капитал генерирует весь спектр информации, и вся она овеществляется в товаре, так как образует его, товара, потребительную и меновую стоимость. Для товара, как носителя меновой и потребительной стоимости, чрезвычайно важна овеществлённая информация о качестве, происхождении и количестве сырья, из которого произведен товар.

Капитал квалификации генерирует информацию об уровне профессиональной подготовки при выполнении операций предусмотренных технологическим процессом. Эта информация  овеществляется в товаре. В товаре не овеществляется вся информация, которую может генерировать человек. Например, рабочий знает латынь или сонеты Шекспира, но это никак не отражается на стоимости товара производимого на конвейерной линии.  

На поверхности явления процесс овеществления информация проявляется в следующих формах:

овеществлённая информация о средствах труда, это величина стоимости износа,

овеществлённая информация о предметах труда, это цена потреблённых при производстве товаров сырья, материалов и полуфабрикатов,

часть овеществлённой информации квалификации, это заработная плата рабочего.

Основной капитал и капитал квалификации наделены одинаковой способностью генерировать  информацию постоянной структуры, на протяжении всего срока своего функционирования в процессе воспроизводства. Основной капитал, до полного своего физического и морального износа. Капитал квалификации, до перехода работника на другую работу или выхода на пенсию.

В вопросе образования стоимости товаров и услуг автор стоит на позициях трудовой теории стоимости. Сущность трудовой теории, - овеществление информации в результате целесообразной трудовой деятельности. Сущность стоимости товара или услуги состоит в овеществленной в них информации, которая на поверхности экономического явления предстает в денежной форме и выступает как экономическое явление, - издержки производства, которое выражено в денежной форме.

Здесь нет противоречия в определении стоимости товара, так как издержки производства товара это есть денежное выражение сущности овеществленной в товаре информации. Поэтому далее по тексту при изложении теории воспроизводства будут употребляться сущностные экономические категории «овеществленная информация», «овеществленный в товаре труд» и экономическая категория проявления сущностей в явлении, - «издержки производства товара».

3.4.4. Авуары экономической информации.

               Ни об одном экономическом явлении не было написано так много и противоречиво. Вот некоторые штрихи истории развития и становления экономической категории – денег.

В период развития первой формы торговли, а именно меновой торговли производитель товара выходил со своим изделием на рынок и обменивал его на необходимые для себя товары непосредственно с производителями других товаров. Абстрагируемся от названия конкретных товаров и обозначим их буквами «А», «Б», «В», «Г», «Д». Идеальный случай, когда производители товаров «В» и «Г» обменялись товарами и удовлетворили свои потребности в приобретении другого товара. Но, при меновой торговле часто возникали сложности такого порядка. Например, производителю товара «А» необходим товар «Д». Производителю товара «Д» необходим товар «Б». Производитель товара «Б» обменял бы свой товар, на что-то такое, что ему пригодится для дальнейших обменов, так как в данный момент на рынке отсутствует нужный ему товар. Необходимость совершения отложенного обмена заставляла производителя обменивать свой товар на самый ходовой, самый ликвидный товар, который можно было обменять на любом рынке на необходимые для себя товары. В качестве таких универсальных товаров у разных народов, в разные эпохи служили самые разные товары. Скот, ракушки, слитки меди, железа, серебра, золота,  самоцветы, шкуры животных и прочее множество товаров. Любой товар хорош в качестве эквивалента при обменах, если он обладает одним важным качеством, - делимостью. Если, например, соха при обмене выражалась в эквиваленте половины стоимости коровы, то такой обмен не мог быть совершён. Необходимым качеством делимости обладают металлы. И, в своё время, медь, бронза, свинец, железо, серебро, золото выступали в качестве эквивалентов при обменах.

В связи с открытием месторождений руд богатых металлами количество овеществленной информации в каждой единице металла начало неуклонно снижаться. То есть при производстве единицы металла овеществлялось всё меньше труда. Меновая стоимость меди, олова, железа постепенно снижалась. Роль эквивалента при обменах уверенно захватило золото и серебро, так как месторождений этих металлов не так много, и их добыча и производство связано с овеществлением большого количества труда. Компактность, делимость, химические и физические свойства сделали золото представителем стоимости всех товаров. Для нас имеет значение только то, что и золото и серебро есть суть овеществлённый труд, овеществлённая информация. С появлением товара, представителя меры стоимости всех товаров, была снята проблема обменов товаров на рынке. В том числе была решена проблема отложенного обмена, то есть была создана предпосылка накопления богатства.

При совершении обменов сначала имело значение только количество благородного металла, его вес. Для упрощения расчетов большое значение имела делимость слитков благородных металлов, поэтому общество начало чеканить полновесные золотые и серебреные монеты и приняло их за основу масштаба производимых обменов. Монеты разных стран с разными названиями имели хождение по всей Европе. Были достигнуты соглашения об их названии и масштабе измерения овеществленной в них информации. Деньгами начали измерять общественные затраты на производство товаров и услуг.

В процессе развития товарных отношений достигнутые соглашения о масштабе измерения стоимости общественных затрат позволили перейти к чеканке монет, - носителей знаков номинала, когда вес металла не соответствовал номиналу монеты. Такие нововведения не проходили гладко ни в Англии, ни во Франции. Вспомним «медный» бунт в России при попытке ввести в обращение медные монеты взамен серебренных.

Общественные соглашения о масштабе измерения стоимости позволило перейти к выпуску бумажных денег. На базе этих же соглашений внедрили в обиход электронные деньги. Основой денег всех стран стало соглашение о масштабе измерения стоимости общественных затрат, обеспечивающих процесс воспроизводства. В первую очередь, деньги – это соглашение о  масштабе измерения стоимости. Все остальные функции денег, - средство платежа, накопления, обращения являются производными от этого соглашения.

В современных условиях общественные соглашения о масштабах стоимости произведенных товаров и услуг, выраженные в денежных единицах вещь непостоянная, подверженная пересмотру с выпуском в обращение любого количества дополнительных денежных знаков. Если денежную массу любой страны увеличить в два раза, то масштаб единицы измерения общественных затрат в процессе производства товаров уменьшится в два раза, следовательно, в два раза поднимется цена товаров, и в два раза, при прочих равных условиях, вырастет доход домохозяйств. Но масса овеществленной в процессе производства товаров и услуг информации останется неизменной, то есть капитал общества, его богатство не увеличатся с увеличением количества денег в обращении. В результате таких манипуляций изменяется только масштаб единицы измерения и учета стоимости.  

В связи с тем, что деньги, в первую очередь, являются носителем овеществлённой информации и служат единицами масштаба измерения стоимости, то в них выражают стоимость и цену любого материального и нематериального блага, как-то, средства и предметы труда, стоимость квалификации рабочей силы, стоимость произведенных работ и услуг. Как носители информации о единицах масштаба измерения стоимости, деньги служат средством платежа, накопления, обращения. Деньги несут информацию об экономическом здоровье общества. Поставляют информацию о том, способно ли общество обеспечить процесс своего воспроизводства.

3.5. Выводы.

               Глава, которую Вы сейчас прочли, имеет общефилософский смысл. Мы не только коснулись основ мироздания, но и выяснили один общий признак для всей Вселенной, для всех форм существования живой и неживой природы, для всех организационных структур и форм, - это информация.

               Есть овеществлённая, материализованная информация первичного, то есть божественного плана, информация о возникновении Вселенной, в частности её материальной составляющей. Материальная субстанция - планета Земля с её долинами и горами, реками и океанами, с её природными богатствами, живой и неживой природой, которая беспощадно эксплуатируется и планомерно уничтожается человеком. Тезис материя вечна, верен только в определённых пределах. Материя существует до тех пор, пока существует информационное поле. Планета Земля, это не только материальная субстанция, это ещё и волновая структура, матрица материализованной информации. Если расхождения между матрицей волновой структуры и фактическим материальным наполнением достигнут определённой величины, то, вполне очевидно, что попытки совместить форму и содержание будут чреваты природными катаклизмами, может быть даже очень разрушительными, вплоть до уничтожения цивилизации.

Есть информация вторичного плана, это всё то, что создано руками и разумом человека. Всё созданное в процессе развития цивилизации, это материальные, нематериальные и духовные объекты, это суть сгустки информации. Материальные объекты первичного и вторичного планов можно осязать органами чувств. И то и другое восторгает. Материальные объекты вторичного плана, это материальное богатство созданное человечеством за многие века, дошедшее до нас в виде исторических достопримечательностей. Это и вся производимая человечеством масса товаров, ради производства которой нарушается целостность структуры информации первичного плана.

Для нас главное уяснить, что всё, что окружает нас в повседневной жизни, это овеществлённая информация, а сами мы живём в информационном поле.

 

 

Следующая глава

На главную страницу

В начало главы

Оглавление

 



[1] Комсомольская правда, 15.08.97г.

[2] Комсомольская правда, 15.08.97г

[3] Комсомольская правда, 15.08.97г

[4] Комсомольская правда, 15.08.97г

[5] Свами Шивананда, Йога-терапия, «София», Киев, 1994, стр.108-112

[6] Каптен Ю.Л., Основы медитации. Изд. «Андреев и сыновья», С. Петербург, 1991, с.65.

Используются технологии uCoz